Консультация для воспитателей на тему: «Иллюстрация - объект восприятия»
01.05.12 23:45

Детская литература, детская книга, чтение, как процесс будут интересны и важны для ребёнка при условии, что взрослые поймут их смысл  и значимость в воспитании  детей. Данное  условие  особенно касается иллюстрации.  Наблюдение за восприятием иллюстрации не ведётся вовсе, а  представление об иллюстрации как самостоятельном виде искусства не сформированы.

Что такое иллюстрация? Это изображение, рисунок, проясняющий  текст.

С одной стороны  - то средство наглядности, имеющее  огромное значение для дошкольников, чей визуальный опыт требует постоянного расширения, а также  воссоздание и коррекции тех образов, которые возникают у детей при слушании художественного произведения.

С другой стороны это самостоятельный вид искусства, располагающий   своими  средствами отображения реальности, в первую очередь – книжной.

Если художник  создаёт иллюстрации  к  тексту, то художник –  дизайнер проектирует и оформляет всю книгу как единое  целое: от обложки  до обдумывания того  каким образом привлечь современного ребёнка к книге, не обманув его ожидание.  Дизайн книги имеет сегодня большое значение: он позволяет  изменить средства воздействия на читателя.

Делает  её конструктивно  целесообразной  и эстетически выразительной, способствует проявлению новых граней и  возможностей  художников – иллюстраторов.

Художественно -  образные   иллюстрации чаще всего помогают истолковать литературные  произведения,  с помощью  графики  выполняются мастерами и становятся  самодостаточным  видом  искусства.

Имена таких художников: Л.Токмаков,  В.Траугот,  А.Архипова, В.Чижиков.

Иллюстрации на обложке играют важную роль,  в них отражается характер всего  текста. Они являются той приманкой, которая удерживает книгу  в руках ребёнка, призывает  рассмотреть и прочитать её.  Ребёнок сам, без помощи взрослого  находит  понравившуюся книгу.

В.М. Конашевич  говорил о том, что искусство детской книги живо традициями, памятью образцовом исполнении  задач, стоявшим перед иллюстратором.  Гармония элементов книги создаётся с помощью  шрифта, цвета, линий.  Что касается цвета или колорита, под которым подразумевается   цветовой строй  живописного произведения, то главное здесь соблюдение чувства меры и вкуса.  Неумение художника подчинить себе краски приводит к тому, что книга становится  крикливой, броской, но не выразительной.  Иногда благородная сдержанность цветовых сочетаний, тихая лирика иллюстративного ряда  привлекает ребёнка  больше, нежели  буйство красок.

Иногда цвет становится для художника неким опознавательным знаком. И. Олейникова, Т. Мавриной, Т. Юфа.

Для ребёнка дошкольного возраста  особое значение имеет достоверность изображения. Условный знак искусства пока не для них.

Как рассматривать вместе с детьми рисунки к небылицам, сказкам?

Удивительное решение этого  вопроса находим  Ю. Васнецова. На его иллюстрациях «собака на кухне пироги печёт», легко управляясь с текстом, «кот в углу сухари толчёт», да так старательно, что язык высунул: на кухне , где кипит работа , бегают аккуратные мышки в белых фартушках; курочка, в изящных, расписных  сапожках, избу метёт.  Внешний вид  животных сохранён художником идеально.

А всё остальное: избушка, крылечко, пышущие жаром печи, удобная, красивая одежда  -  следствие  особенного  восприятия  действительности, которая свойственна сказочникам и которым до сих пор наделены     маленькие дети.  В одушевлении  и соответствии детскому восприятию  заключается подлинность изображения.

Одним из важных моментов в иллюстрировании детской книги является передача  характера героя. Этот момент следует назвать существенным  в процессе  рассматривания иллюстраций.

Не просто организовать процесс  рассматривания  иллюстраций  с  детьми. Он требует от взрослого хорошего знания и понимания  текста. Понимание не только  авторского  замысла, но и замысла художника, увидеть и  показать те детали, которые помогут детям распознать смысл образа, при этом воспринять иллюстрацию как произведение искусства.

Рассматривать иллюстрации следует с малыми группами детей, чтобы книга в руках воспитателя видна хорошо всем. Иллюстрация должна быть                           «живой»  неотделимой от книги.

В процессе общения  детей с картинкой  предельное внимание следует  уделять  постановке вопросов.  Вопросы  к иллюстрации  должны   соотноситься с содержанием, быть аналитическими, направлять внимание детей на то, каким образом помогает художник  маленькому читателю постигать книгу.

Задача воспитателя – соответствовать уровню  притязаний автора и художника детских книг, быть умным проводником их искусства.

И тогда его педагогическая  работа с дошкольниками  станет  началом  соединяющая людей на основе искусства.

Подготовила Педагог ДО по ознакомлению с искусством

МБДОУ «Детский сад № 93» Говорова Н.В.

 

Погода

Блиц опрос

Оцените наш сайт
 
Система Orphus
Сейчас на сайте находятся:
 32 гостей 

Статистика

Вход на сайт



Забыли пароль?