Консультация для воспитателей: «Игры и занятия в природных условиях»
01.05.12 23:44

Лето для детей – пора новых впечатлений и переживаний. Для правильного развития  значительную часть времени дети должны проводить на воздухе. Хорошо организованная среди природы жизни детей способствует их всестороннему развитию. Использование природных факторов – солнца, воды, воздуха – закаляет детский организм, повышает деятельность внутренних органов, способствует хорошему аппетиту. Дети становятся подвижными, активными хорошо прибавляют в весе, растут.

Природа – источник новых впечатлений. Во время прогулок дети обретают разнообразные представления об окружающем мире. Например, мы знакомим детей с животным миром, насекомыми, птицами, домашними животными. Таким образом, обогащая их речь и расширяя ориентировку в окружающем мире.

Речь ребёнка тесно связанна с развитием его умственных способностей. Если в холодное время мы с детьми используем игрушки, то природа даёт богатейший естественный материал, который может, использован для всестороннего развития ребёнка. В летнее время детям широко доступен вода и песок. Детей окружает всевозможная  растительность; они могут наблюдать животных, насекомых, птиц в естественном состоянии. Мы приучаем детей наблюдать окружающие явления и предметы, ко всему прислушиваться, всё рассматривать, называть. Например, шум качающихся от ветра деревьев, пение птиц, шум дождя и так далее. Всё это помимо наблюдательности, ещё мы развиваем слуховой аппарат ребёнка. Это важно для развития слухового восприятия, которое способствует правильному произношению звуков в период становления детей речи.

Богатством форм и красок в природе развивает зрительное представления детей. Надо помнить, что рассматривая какой-нибудь предмет действия с ним для более всестороннего знакомства с окружающей его средой. Совершенствование двигательных функций в сочетании с развитием зрительного, слухового и других видов восприятия помогает ребёнку получить более полное представление обо всём, что его окружает.

Взрослый обращает внимание на окружающий мир и вместе с ним любуется морем, голубым небом, красивыми птицами, насекомыми.

Дети начинают замечать красоту окружающей их природы и всё ближе знакомятся с ней. На детской площадке и за её пределами имеется много всё возможностей для деятельности детей. Они выполняют лёгкие целевые задания и поручения. Например: убрать игрушки, собрать цветы, принести воду для поливки цветов. Это приводит маленького ребёнка к труду. Всё выше сказанное обязывает воспитателей широко использовать природный материал в играх и на занятиях, переходя от простого к более сложному, в определённой системе направлять полезную деятельность детей в процессе их всестороннего развития.

Летом следует организовывать игры с водой, так как в помещении не всегда возможно. Лето является наиболее подходящим временем, для игры с водой. Вода доставляет детям большое удовольствие, когда они переливают её, окунают в воду руки, пускают плавать игрушки, моют, стирают. Игры с водой не только приятны детям, они имеют большое значение для их умственного развития. Во время занятий с водой, дети на практике узнают свойства воды. Например, им присваиваются слова «мокрая», «льётся», «тёплая», «холодная». У детей появляется представления о том, что одни предметы плавают, а другие тонут.

Игры и занятия с водой, в жаркую погоду, когда дети гуляют в одних трусиках, брызги воды, попадающие на тело ребёнка, не могут принести вреда. Если же дети играют с водой, им надо засучить рукава, надеть переднички, чтобы влажная одежда  не была причиной простудных заболеваний.

Надо строго следить, чтобы дети, чувствуя жажду, могли напиться перед играми с водой. Занятия с водой около таза или ванны надо проводить с небольшой группой, чтобы детям не было тесно, и все принимали участие в занятии.

А теперь поговорим о песке. Песок – лучший материал для игр детей летом. Он является одним из самых любимых игр распространённых занятий маленьких детей. Детям нравится пересыпать сухой песок, лепить из мокрого «пирожки», «куличики» и «угощать» друг друга. Они с удовольствием нагружают тачки, машины и перевозят их с места на место. Дети постарше любят делать постройки из песка.            Занятия с песком у детей третьего года жизни бывают примитивными и однообразными, когда воспитатель не принимая участие в игре, просто собирает детей у песочницы, даёт им формочки и представляет их    самим себе.

До последнего времени были распространены песочные ящики в виде низкого барьера. Дети забирались внутрь ящика и играли, сидя на песке, пачкая песком ноги. В настоящее время рекомендуется делать песочный ящик на ножках, на уровне детских столиков с тем, чтобы дети играли стоя, а около ящика ставить скамеечки для отдыха детей. Песочный ящик обязательно должен иметь крышку, защищающую песок от загрязнений.

Игры и занятия с песком постепенно усложняются. Более разнообразное и содержательное использование песка, входящее за пределы лепки, «куличиков» вносит в игру элементы творчества, развивает память, обогащает речь. Занятия с песком, при использовании его в качестве груза, развивает мускулатуру, координирует движения, приучает детей к совместной работе.

 

Лето – время, когда дети могут увидеть цветы в саду, на лугу, в лесу. Знакомство с цветами приносит детям удовольствие, расширяет их ориентировку в окружающем, способствует эстетическому и нравственному воспитанию.

Цветы являются лучшим украшением. В каждом детском учреждении должны быть вазочки разных размеров, которые ставятся на столы, полочки. Букеты цветов или несколько крупных цветов в    вазочке делают комнату или веранду нарядным, придают уют. Если в окружении нет цветов, можно украшать помещение ветками листьев и хвойных деревьев.

Полезным материалом занятий с детьми является зелень (листья хвоя). Некоторые занятия с листьями, как, например, сгребание в кучу, собирание листьев, нанизывание на прутики, способствует развитию движения. Другие занятия с листьями – развитию зрительного восприятия, числовых представлений (один лист, много листьев), понятие о величине (большой листик, маленький). Для продолжения занятий с листьями в зимних условиях листья можно засушить.

Маленьких детей так же знакомим с овощами, фруктами и ягодами. Занятия на определение цвета, формы, запаха, вкуса имеют большое значение для общего развития детей, расширяя их ориентировку в окружающем и развития речи.

Интересным пособием для занятий служат шишки. Их можно использовать, как легковесный материал для перевозки и переноски, а как же, как учебное пособие.

Можно собирать различные по форме и размеру камешки, их можно использовать для интересных занятий. Например, бросание камешек в воду, выкладывание узоров.

Помимо вышеуказанных занятий с природным материалом детям необходимо рассказать о природе, используя для иллюстраций тематические картинки, изображающие природу, игры и занятия в природных условиях.

Таким, образом, если мы правильно, последовательно планируем, игры и занятия с природным материалом, систематически их проводим – мы глубоко обогащаем детей знаниями об окружающем их растительном мире. Прежде всего, развиваем у детей умственную активность, воспитываем у них начальные трудовые навыки, прививаем такие нравственные качества, как бережное и заботливое отношение к животным и растениям. А значит, способствуем тем самым всестороннему развитию личности.

Подготовила Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 93»

Самарская Оксана Александровна

 

Погода

Блиц опрос

Оцените наш сайт
 
Система Orphus
Сейчас на сайте находятся:
 8 гостей 

Статистика

Вход на сайт



Забыли пароль?