Консультация для воспитателей на тему: «Что делает нашу речь выразительной»
01.05.12 23:55

Речевой опыт каждого из нас говорит о том, что по степени воздействия на наше сознание речь не одинакова. Две лекции, прочтенные на одну и туже тему, оказывают на человека совершенно разный эффект. Эффект зависит от степени выразительности речи.

Выразительность речи это одна из актуальнейших проблем нашего общества. Научные исследования, проведенные в 2001 году академиком Л.Н. Глученко, показывают, что у 80% граждан РФ имеющих высшее образование, остро стоит вопрос о совершенствовании выразительности своей речи. Но для того, что бы целенаправленно действовать с целью улучшить свою речь, надо её осознавать как самостоятельное явление действительности, хотя и неразрывно связанное с работой сознания, с той конкретной информацией, для выражения которой оно предназначено. Для этого надо знать и владеть приемами выразительной речи.

1.Понятие выразительности.

Наш речевой опыт не оставляет возможности сомневаться в том, что структура речи, ее свойства и особенности могут будить мысли и чувства людей, могут поддерживать обостренное внимание и вызы­вать интерес к сказанному или написанному. Вот эти особенности речевой структуры и дают основание на­зывать ее выразительной.

Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя; соответственно речь, обладающая этими особенностями, и будет называться выразительной. Одно из оснований — ситуация общения. Вырази­тельность речи педагога, очевидно, не совпадает с выразительностью речи политического оратора


2. Основные условия выразительности речи человека

Прежде чем перейти к выразительности художественной речи, необходимо отметить основные условия, от которых зависит выразительность речи человека

Первое условие — самостоятельность мышления, деятельности сознания автора речи. Если думаешь только по шпаргалке, а чувствуешь по шаблону и стандарту, не удивляйся тому, что шпаргалочное мышление и шаблонное чувство не позволяют пробиться робким росткам выразительности.

Второе условие — неравнодушие, интерес автора речи к тому, о чем он говорит или пишет, к тому, что он говорит или пишет, и к тем, для кого он говорит или пишет.

Третье условие - хорошее знание языка, его выразительных возможностей. Такое знание редко достигается без помощи науки о языке. Вот почему желательно широкое лингвистическое просвещение.

Необходимо знать о звуках и их выразительных возможностях. Об ударении и его выразительных свойствах. О словах и их воздействии на речевую выразительность. Об образовании слов, о частях речи, о предложениях и их членах, об интонации, — но все под тем же углом зрения: выразительность!

Четвертое условие — хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей — так как каждый из них налагает свой отпечаток на отдельные группы и слои средств языка, которые,таким образом, оказываются стилистически окрашенными. Эта окрашенность предоставляет очень большие возможности авторам речи и в усилении речевой выразительности.

Пятое условие — систематическая и осознанная тренировка речевых навыков. Нужно учиться контролировать свою речь, замечать, что в ней выразительно, а что шаблонно и серо. Навык самоконтроля необходим любому человеку, если он хочет постепенно улучшать свою речь.


3.Выразительно-изобразительные средства языка

Выразительные средства языка иногда сводят к так называемым выразительно-изобразительным, т. е. тропам и фигурам, но выразительность могут усиливать единицы языка всех его уровней — начиная со звуков и кончая синтаксисом и стилями. Даже отдельный звук, не говоря уже о какой-то их комбинации, может оказаться в речи выразительным. Припомним звукозапись, к которой иногда прибегают поэты, ассонансы и аллитерации, сканди­рование речи

А теперь перейдем к эпитетам, метафорам и другим средствам языка

Эпитет — это не слово в словаре; эпитетом слово становится, когда попадает в речь. В словосочетании деревянная полка прилагательное — не эпитет; в слово­сочетаниях деревянный взгляд или деревянная походка это же слово стало эпитетом. Эпитет ведет сознание от значения слова к личностному смыслу, а личностные смыслы могут и не совпадать у автора речи и читателя или двух читателей с различным жиз­ненным опытом.

Метафора — это словосочетание, имеющее семан­тику скрытого сравнения. Если эпитет — не слово в словаре, а слово в речи, то тем более справедливо утверждение: метафора — не слово в словаре, а сочета­ние слов в речи. Можно вколачивать гвоздь в стену. Можно вколачивать мысли в голову — возникает ме­тафора, грубоватая, но выразительная. В метафоре, три элемента: информация о том,  что сравнивается; информация о том, с чем сравнивается; информация об основании сравнения, т. е.  о признаке, общем в сравниваемых предметах (явлениях).

Метафора оказывает очень большое влияние на выразительность речи. Не случайно так велико ее ме­сто в речи художественной. И чем метафора свежее, непривычнее, тем она выразительнее. Правда, везде должно быть чувство меры, логическая и эстетическая норма

Другие изобразительные средства языка (метонимия, синекдоха, сравнение, литота, гипербола)

.
4. Экспрессивный синтаксис

Не меньшими, чем лексика, возможностями усиливать и ослаблять выразительность речи располагает синтаксис языка.

Одно умение находить «свои», выразительные и эмоцио­нальные слова еще не сделает вашу речь живой, если вы не владеете секретами экспрессивного синтаксиса. Ведь слова надо уметь расставить, выстроить из них такие предложения, которые позволяли бы использовать разнообразные интонации, подчеркнуть ло­гическими ударениями, наконец, умело расставить паузы... На письме для этого служат знаки препинания, а в устной речи — эмфатическая интонация (от греч. эмфазис — указание, выразительность). Однако и то и другое определяется синтаксическими особенностями высказывания. Ведь синтаксис обладает огромными выразительными возможностями. Коснемся некоторых приемов «поэтического синтаксиса».

Напряженность и выразительность речи усиливают риторические фигуры. Это прежде всего риторические восклицания:

Тройка\ Птица- тройка\ (Н. Гоголь).

К ним близки и риториче­ские вопросы, которые представляют собой вопросительные предложения, не требующие ответа:

Быть или не быть? (У. Шекспир)

вопросы ставятся не для того, чтобы получить на них ответ, а чтобы привлечь внимание к тому или иному предмету, явлению. Вспомним цепочку таких вопросов в стихотворении М. Лермонтова «Смерть поэта»:

Зачем вступил он в этот свет, завистливый и душный?

Для сердца вольного и пламенных страстей?

Зачем он руку дал клеветникам ничтожным?

Зачем поверил он словам и ласкам ложным?

Он, с юных лет постигнувший людей?

В этих строчках использован и другой стилистический прием — параллелизм, то есть одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, то придает речи особую гармоничность.

Известен эллипсис— пропуск в предложении слова, которое легко подразумевается из контекста: Я за свечку — свечка в печ­ку. Я за книжку — та бежать... (К. Чуковский). Сознательный пропуск сказуемого в таких предложениях создает особый дина­мизм речи, так что «восстановление» пропущенных глаголов было бы неоправданно (ср.: Я взялся за свечку, свечка умчалась в печку).

Особая фигура поэтического синтаксиса — умолчание, т.е. сознательная незавершенность предложения. Умолчание раскрывает широкий простор для подтекста: на месте паузы можно предположить различный комментарий.

В эмфатической речи используются приемы, нарушающие замкнутость предложения; речь становится прерывистой, незавершенной:

Нет, я хотел... быть может, вы... я думал, Что уж барону время умереть. (А. Пушкин).

Часто используются вставные конструкции, которые представляют собой попутные замечания, уточ­нения, добавочные сведения к высказыванию. Например: По­верьте {совесть в том порукой), супружество нам будет мукой (А. Пушкин);

При употреблении однородных членов предложения, зани­мающих достойное место в эмоциональной речи, возможно многосоюзие — риторическая фигура, состоящая в наме­ренном повторении сочинительных союзов для логического и ин­тонационного выделения перечисляемых понятий: Ox'. Лето крас­ное'. Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи... (А. Пушкин).

Широко используются так называемые присоедини­тельные конструкции, воспроизводящие устную речь в ее живой непосредственности (добавление к основному высказыванию дополнительных сообщений, пояснений, возникающих в сознании не одновременно с основной мыслью, а лишь после того, как она сформировалась). Например: Вопрос о реорганизации производства решать надо, и побыстрее


Заключение:

Человек существо социальное, а ведущим коммуникативным средством является речь. «Я мыслю, значит я существую» писал Декарт. Но мысль без речевой структуры бесплотна. Для точного воспроизведения образа необходима выразительная речь, благодаря которой воспроизводимая информация пробивается через призму субъективной оценки человека и становится неотъемлемой частью его внутреннего мира. Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя.

Выразительно может говорить человек соответствующий следующим условиям:

самостоятельность мышления; неравнодушие; хорошее знание языка, его выразительных возможностей; хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей; систематическая и осознанная тренировка речевых навыков.

Одно умение находить «свои», выразительные и эмоцио­нальные слова еще не сделает вашу речь живой, если вы не владеете секретами экспрессивного синтаксиса. Ведь слова надо уметь выстроить из них такие предложения, которые позволяли бы использовать разнообразные интонации, умело расставить паузы

Практическая часть:
«Антисловарь»

Нормы орфоэпии.


Неправильные варианты:


Правильные варианты:


Резюм(е)


Резюм(э)


Со(лн)це


Со(н)це


Ску(чн)о


Ску(ш)но


Ле(г)ко


Ле(х)ко


Се(г)одня


Се(в)одня


Чу(в)ства


Чу(-)ства


Наро(ч)но


Наро(ш)но


Бизн(е)с


Бизн(э)с


Парт(е)р


Парт(э)р


Ло(ж)ь


Ло(ш)ь

Нормы ударения.


Неправильные варианты:


Правильные варианты:

 


Каталог


Каталог


Откупорить


Откупорить


Мусоропровод


Мусоропровод


Обеспечение


Обеспечение


Апостроф


Апостроф


Втридорога


Втридорога


Банты


Банты


Две простыни


Две простыни


Из аэропорта


Из аэропорта


Гладильный


Гладильный


Духовник


Духовник


Дремота


Дремота


Кладовая


Кладовая


Созвонимся


Созвонимся


Принявший


Принявший


Сливовый


Сливовый


Аристократия


Аристократия


Гербы


Гербы


Кухонный


Кухонный


Включить


Включить


Два волка


Два волка


Заплесневеть


Заплесневеть


Украинский


Украинский


Вкрапить


Вкрапить


Центнер


Центнер


Кремень


Кремень


Холодность


Холодность


Средства


Средства


Загнутый


Загнутый


Две доски


Две доски


Она начала


Она начала


Спала


Спала


Оговорено


Оговорено


Квартал


Квартал


Снята


Снята


Принудить


Принудить


Щавель


Щавель


Кедровый


Кедровый


Осведомить


Осведомить


Намерение


Намерение


Прядильный


Прядильный


Ходатайство


Ходатайство


Брюшко


Брюшко


Догмат


Догмат


Арахис


Арахис


Мещанин


Мещанин


Полиграфия


Полиграфия


Продал


Продал


Заключат


Заключат

Морфологические нормы.


Неправильные варианты:


Правильные варианты:


Хо(чу)т


Хо(тя)т


Свитер(а)


Свитер(ы)


Офицер(а)


Офицер(ы)


Прожектор(а)


Прожектор(ы)


Директор(Ы)


Директор(а)


Купол(ы)


Купол(а)


Паспорт(ы)


Паспорт(а)


Пара туф(лей)


Пара туф(ель)


Пара сапого(в)


Пара сапо(г)


Много олад(ьев)


Много олад(ий)


Ваф(лей)


Ваф(ель)


Плеч(ей)


Плеч(-)


Ля(жь)


Ля(г)


Пустын(ей)


Пустын(ь)


Раздумь(ев)


Раздум(ий)


Селен(ьев)


Селен(ий)


Е(хай)


Е(зжай)


Наиболее красив(ейший)


Наиболее красив(ый)


Много апельсин(-)


Много апельсин(ов)


Много яблок(ов)


Много яблок(-)

.Синтаксические нормы.


Неправильные варианты:


Правильные варианты:


Заведующая кафедры.


Заведующая кафедрой.


Ребятня кружились.


Ребятня кружилась.


Ряд столбов стояли.


Ряд столбов стоял.


Большинство учеников отсутствовали.


Большинство учеников отсутствовало.


Два новые дома.


Два новых дома.


После тренировки мне не спалось.


После тренировки мне было не заснуть.


Игорь спросил, кто поедет со мной на турбазу.


Игорь спросил, кто поедет с ним на турбазу.


Несколько ребят вышли из леса.


Несколько ребят вышло из леса.


Трест организовал и руководит предприятиями.


Трест организовал предприятия и руководит ими.


Эта книга научила меня честности, смелости и уважать друзей.


Эта книга научила меня честности, смелости и уважению к друзьям.

 

 

.Лексические нормы


Неправильные варианты:


Правильные варианты:


Хороший руководитель во всем должен показывать образец своим подчиненным.


Хороший руководитель во всем должен показывать пример своим подчиненным.


Костер все больше и больше распалялся.


Костер все больше и больше разгорался.


Руководители предприятия настроены на деловой настрой.


Руководители предприятия настроены по деловому.


Пожилой старик


Старик


Студенты исправили недочеты в работе.


Студенты исправили ошибки в работе.


Я отступил на шаг назад.


Я отступил назад.


Заключение.
Из всего выше, сказанного, можно заключить, что главной функцией речи является трансформация внутреннего образа человека, возникшего в результате подсознательной внутренней или духовной работы, в сознание слушающего. Для точного воспроизведения образа необходима выразительная речь, благодаря которой воспроизводимая информация пробивается через призму субъективной оценки человека и становится неотъемлемой частью его внутреннего мира.

Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимании и интерес у слушателя или читателя.

Учитель – логопед МБДОУ МО «Детский сад № 93» Лебедь М.М.

 

Погода

Блиц опрос

Оцените наш сайт
 
Система Orphus
Сейчас на сайте находятся:
 6 гостей 

Статистика

Вход на сайт



Забыли пароль?