Статья «Патриотическое воспитание дошкольников на примере творчества выдающихся деятелей культуры Кубани»
01.05.12 23:57

Лауреат Всероссийского конкурса 2012 года «Я – Педагог» по номинации «Инновационные подходы в организации воспитательного процесса в ДОУ» музыкальный руководитель МБДОУ МО г. Краснодара «Детский сад № 93» Сафина Татьяна Владимировна

Статья «Патриотическое воспитание дошкольников на примере творчества выдающихся деятелей культуры Кубани»

В настоящее время наблюдается стремление к возрождению культурных традиций нашего народа. В Законе Российской Федерации «Об образовании» акцентируется внимание на необходимость передачи молодому поколению лучших традиций российского народа, построенных на общечеловеческих и национальных ценностях. На региональном уровне Департаментом образования и науки Краснодарского края выделяются основополагающие в педагогической практике понятия: «базовые национальные ценности» и «современный воспитательный идеал», формирующиеся на основе социально-исторических, культурных, семейных традиций многонационального Российского народа. В данной ситуации особое значение приобретает поиск путей освоения народной культуры, традиционно включающей в себя воспитание подрастающего поколения, а так же примеров жизненных позиций, основанных на талантливых произведениях современных авторов. Это непосредственно относится и к музыкальному воспитанию детей.

В наш век телевидения и компьютеризации всё труднее становится донести до подрастающего поколения особенности быта нашего народа, его традиции, культуру, веру. Без этого невозможно воспитать человека целеустремлённого, хорошо знающего свои корни, любящего свой народ.

Работая над проектом по теме  «Воспитание гражданского патриотизма у детей, через ознакомление с кубанским фольклором и произведениями кубанских авторов», педагоги детского сада №93 познакомили ребят  со стихами Т. Голубь, А. Нестеренко, С. Хохлова, Л. Фоминых, К.  Обойщикова.  Дошколята узнали, что в вокальной и инструментальной музыке Б. Целковникова, В. Чернявского, В. Волченко, С. Бахарева, Е. Петрова, С. Чернобая и многих других композиторов Кубани звучит красота степей и гор, морей и рек, полей и лесов, волшебство сказок и легенд, а так же история и современность Кубани. Всё это интересно и доступно детям дошкольного возраста.

Как-то на музыкальных занятиях я познакомила ребят с несколькими песнями, написанными композиторами на стихи знаменитого кубанского поэта-песенника, поэта-фольклориста И.Ф. Вараввы. Детям они  очень понравились. И зазвучали песни не только в детском саду, но и дома, на работе у родителей, (дети с воодушевлением исполняли их всем желающим слушателям). Ребятишки с удовольствием слушали и исполняли как авторские, так и народные песни, хороводы, игры, с записанными и  адаптированными  к современному восприятию поэтическими текстами И. Ф. Вараввой. Разучивая стихи, песни, сказки известного автора, мы обнаружили, что его творчество проникнуто народной самобытностью: своеобразием кубанского языка, народными интонациями, оборотами, что оказалось близким для понимания детям. Ведь не зря поэзию И. Ф. Вараввы называют родниковой.

Педагоги решили познакомить ребят с автором и пригласили его на встречу в детский сад. На вечере поэзии «Край наш родной» почётный гость И. Ф. Варавва, обстоятельно и серьёзно отвечал на вопросы ребят, рассказывал о своём творчестве, читал новые стихотворения, в которых звучала любовь к родной стране, её природе, родному краю, и это чувство передавалось детям. Дошколята и педагоги с вдохновением читали стихи знаменитого автора, пели и инсценировали песни на его стихи, водили хороводы.

На последующих встречах с именитым гостем мы организовали постановку и просмотр сказок Ивана Фёдоровича «Окиян-море», «Тридцать шуб», «Три ветра». Главными героями и исполнителями были ребятишки, их родители, педагоги, а так же приглашённые школьники (выпускники детского сада). Становясь персонажами этих сказок, детская память запечатлевала самобытный колорит сказочных произведений на всю последующую жизнь. Ведь они учат различать добро и зло, простодушие и корысть, преданность своей Родине и предательство в погоне за наживой.

Тексты сказок были переработаны мной для восприятия детьми дошкольного возраста.

Свои впечатления от сказок, стихов, песен, инструментальной музыки, картин кубанских мастеров, дети отражали в продуктивной деятельности. Они изображали свой родной город, свой край, казачий быт, сказочных героев в рисунках, лепке, поделках.

Конкурсы юных чтецов, литературные викторины, праздничные концерты,  посвящённые родному краю, казачеству, неповторимой кубанской природе, основанные на поэзии И. Ф. Вараввы, а также произведениях кубанского фольклора в авторской  обработке, стали неотъемлемой частью жизни детсада.

В дошкольном учреждении был организован детский фольклорный ансамбль «Горицвет», который радовал своими праздничными выступлениями не только своих родителей, но и ветеранов, а так же, детей времён Великой Отечественной войны в городском культурно-развлекательном центре «Виктор». С искренним воодушевлением слушатели воспринимали кубанские песни и стихи великого мастера слова в исполнении дошколят.

Более живому восприятию красоты произведений известных кубанских авторов способствовали и встречи, организованные мной, педагогами и родителями воспитанников детского сада для детей старших групп с поэтами, композиторами и художниками, беседы с учёными и творческими людьми нашего края.

И каждая такая встреча таила в себе сюрпризы для детей.

Заслуженный артист России, доцент кафедры академического пения и оперной подготовки консерватории КГУКИ, «Золотой голос Кубани»  А. И. Плахтеев познакомил ребят с несколькими песнями патриотического содержания из цикла «Сыны завьюженной России» (авторы – И. Варавва и Б. Целковников).

Впервые в детском саду состоялась премьера «Песни о Родине», написанная композитором, доктором педагогических наук, профессором Б. М. Целковниковым на слова И. Вараввы. Исполнена песня была самим автором.

На «Уроке мужества» подъесаул, заместитель атамана Прикубанского казачьего общества А. П. Борщёв рассказал дошкольникам об истории становления Кубанского казачества. По рекомендации педагогов несколько ребятишек были приняты атаманом Прикубанского куреня В. А. Гриценко в казаки. Именитые казаки приняли  участие в ребячьих играх-соревнованиях, а старейшина казачества Н. П. Авдеев (Дед Авдей) исполнил народную песню «Степан Разин», познакомил детей со своей выставкой картин на кубанскую тему. Более 50 полотен предстали перед глазами удивлённой ребятни.

Дошколята с большим удовольствием и вниманием слушали этих выдающихся людей. А гости давали отзывы о творческой работе детей и всего педагогического коллектива, принимающего участие в совместной программе, и вносили свои предложения.

Продолжая работу по ознакомлению дошкольников с историей, кубанским творчеством, традициями и знаменитыми людьми Кубани, в нашем детском саду было проведено развлечение «Ярмарка! На Кубани ярмарка!». Дети с увлечением готовились к этому празднику: разучивали новые фольклорные и авторские песни, хороводные игры, танцы, стихи кубанских и адыгейских поэтов; изготавливали из солёного теста бублики, пироги, бусы, браслеты, различные поделки.

На это мероприятие были приглашены именитые гости: член союза писателей России, поэт братского нам адыгского народа –  В. Ф. Цапко; академик, врач мирового значения – В. И. Оноприев; фольклорный ансамбль под руководством С. Я. Крикуна «Грушица».

На празднике ребятишки с удовольствием разыгрывали ярмарочные сценки, предлагая «покупателям» товары, сделанные своими руками. Дети пели и инсценировали полюбившиеся им кубанские и адыгейские песни, общались с именитыми гостями.

Участники фольклорного ансамбля «Грушица» под руководством

С. Я. Крикуна, исполнили песни, написанные С. Я. Крикуном, на стихи И. Ф. Вараввы и адыгейского поэта В. Цапко. Присутствующий тут же поэт В. Ф. Цапко рассказал ребятам о том, что адыги и русские давно живут в тесной дружбе, взаимно обогащая друг друга культурой, традициями, и даже их национальные костюмы имеют много общего, а в воспитании детей – это уважительное отношение к старшим, культура поведения, привитие навыков владения различными профессиями.

Живя среди адыгов, общаясь с ними, В. Ф. Цапко удалось много сделать для объединения наших культур (русской и адыгской), способствовать своими произведениями ещё более тесной дружбе двух великих соседей.

Герой Труда, академик В. И. Оноприев рассказал о своей увлекательной профессии хирурга. С детских лет он стремился помочь друзьям, близким людям, оказавшимся в беде. И это качество он сохранил в себе и до сей поры. Его цель – сделать людей родной Кубани и России счастливыми. В напутственном слове к детям Владимир Иванович призвал их с малых лет вести здоровый образ жизни.

Такие встречи надолго запоминаются  детям, зарождают в их душах искорку любви к своей прекрасной Родине, к людям, живущим на нашей благодатной земле, и имеют немаловажное значение в становлении личности человека.

В результате знакомства детей с жизнью, бытом, традиционной культурой наших предков, творчеством современных кубанских авторов, встреч и бесед с видными людьми Кубани и Адыгеи – расширились знания дошкольников о культурном наследии нашего края. Кубанская песня прочно вошла в семейный быт, обогатила духовный мир детей.

В результате  многолетнего труда  была создана авторизованная программа для педагогов дополнительного образования «Кубанский родничок», где предлагается система работы по воспитанию нравственно-патриотических качеств ребёнка через ознакомление с историей, культурными ценностями, традициями кубанского народа. Ёё использование в повседневной практике детского учреждения способствует развитию на примерах литературных, музыкальных и художественных произведений чувства патриотизма, любви к нашей великой Родине,  духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, становлению ценностно-эмоциональных и ценностно-смысловых отношений с окружающим миром.

Могу поделиться своим опытом с коллегами.

 

Погода

Блиц опрос

Оцените наш сайт
 
Система Orphus
Сейчас на сайте находятся:
 84 гостей 

Статистика

Вход на сайт



Забыли пароль?